Мы в социальных сетях:

В Якутии запускают проект по улучшению качества школьного образования

 
15-07-2019, 09:14   
  • Якутия
  • В Якутии запускают проект по улучшению качества школьного образования

    Власти Якутии и ВЭБ. РФ запустят с осени этого года пилотный проект по улучшению качества школьного образования. В нем будут участвовать все школы Хангаласского улуса республики. Достижение целей отвечает задачам национального проекта «Образование» по повышению конкурентоспособности российского школьного образования.

    Механизм Social Impact Bonds реализуется впервые. Целевой социальный эффект выражается в повышении уровня образовательных результатов всех категорий школьников за счет организации дополнительной подготовки учащихся (в том числе в дистанционной форме), создания профессиональных сообществ педагогов, межшкольных партнерств и сетевого взаимодействия школ, наставничества среди педагогов и директоров, вовлечения родительской общественности, местного сообщества и бизнеса. Индикаторами выбраны признанные и объективные показатели - средний балл ОГЭ/ЕГЭ, призовые места на Всероссийских олимпиадах. Для достижения этих целей используют передовые методики Института образования Высшей школы экономики, которая является исполнителем проекта.

    О том, почему эксперимент стартует с Якутии, как будут достигаться результаты и будет ли тиражирован опыт республики - в материале ТАСС.


    О механизме


    Соглашение о запуске в республике первого в России проекта социального воздействия в сфере образования подписали госкорпорация "ВЭБ.РФ", Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ), Высшая школа экономики (ВШЭ) и правительство Якутии подписали на Петербургском международном экономическом форуме. Предметом финансирования являются не капитальный ремонт или строение, и даже не оказание услуги, а социальный эффект, отмечает председатель правительстве Якутии Владимир Солодов.

    «В качестве объектов мы выбрали школы Хангаласского района. В качестве социального эффекта зафиксировали повышение качества образования. В качестве индикатора зафиксировали средний балл ЕГЭ и ОГЭ и долю олимпиадников. В случае достижения эффекта, республика возместит средства Внешэкономбанку», - пояснил он. Объем инвестиций составляет 60 млн рублей на три года. Масштабирование практики в республике может высвободить до 700 млн рублей ежегодно для перенаправления на мероприятия развития в сфере общего образования, подсчитали специалисты ВЭБ.РФ. «Будут внедряться дистанционные методы образования, расширять практику разновозрастных классов. По ряду предметов будет объединение детей разного возраста на том или ином предмете. Например, это может быть реализовано на уроках физкультуры», - отметил Солодов.

    Сам механизм является беспрецедентным в российском законодательстве. «Порядка 60 млн рублей перечисляется Высшей школе экономики через Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Они будут использованы для закупки оборудования, изменения подхода к образовательному процессу. В случае достижения эффекта, республика возместит средства Внешэкономбанку. Это пример того, как в разных сферах двигаться, быть первыми в реализации тех или иных инициатив. Эта работа ведется в рамках достижения целей национального проекта «Образование»: войти в топ-5 стран мира по конкурентности школ. В рамках выполнения этой задачи мы отрабатываем инновационные механизмы», - добавил Солодов.

    В ВЭБ. РФ пояснили, что выбор пилотного региона не был связан с финансовым состоянием или наличием социальных проблем, а исходя из готовности региональных властей оказать нормативную поддержку проекту. С другой стороны, по признанию властей региона, в республике сложился контрастный характер в образовании: имеется разросшаяся сеть учреждений, во многих из которых значительные расходы дают не соответствующее качество обучения. «Якутия оказалась идеальным партнером для пилотного проекта. Активное желание республики решить конкретную задачу в сфере образования, мощная поддержка со стороны правительства республики по внедрению нового инструмента, а также готовность местных властей и образовательных организаций к эксперименту стали решающим фактором для выбора пилотной территории», - рассказали во Внешэкономбанке.


    Что предстоит сделать

    Исполнителем проекта является Институт образования ВШЭ. Прежде всего, необходимо создать условия для профессионального роста и формирования современных компетенций у педагогов и руководителей школ, трансформировать организационно-управленческие механизмы, создать образовательную экосистему Хангаласского улуса.

    Указанные задачи будут достигнуты за счет применения комплекса современных инструментов, объединенных в несколько тематических направлений. «Так, направление «Эффективная школа» предполагает обучение управленческих команд и педагогов школ использованию передовых технологий преподавания и управления. Направление «Школа успеха для каждого» - будет включать дополнительные усилия по повышению качества образования нескольких категорий учащихся (прежде всего, отстающих и пропускающих занятия, а также мотивированных и талантливых). Предполагается расширить возможности обучения учащихся через интернет, организовать очные каникулярные и летние школы, семинары и мастер-классы с участием ведущих педагогов школ улуса и преподавателей НИУ ВШЭ», - отметили в ВЭБ.РФ.

    Директор института образования ВШЭ Сергей Косарецкий подчеркивает, что полноценными участниками проекта будут школы и педагоги из Хангаласского улуса. «Проблемой нашего российского образования является не столько низкие результаты как таковые, сколько недостаточная реализация имеющегося потенциала. В этом плане, мне кажется, мы будем укреплять потенциал системы образования улуса, а не вытягивать их из бездны, болота. Там достойные люди, учителя, профессионалы», - считает он.
    Для педагогов важно получить поддержку и воодушевление, - подчеркивает ученый. «Мы определи как те школы, у которых определенные проблемы с качеством образования. Выделены и те , которые демонстрируют результаты в сходных условиях лучшие, а значит у них есть чему научиться. Выявили тех педагогов, которые работают с детьми и достигают результатов выше средних. Они могут выступить в проекте наставниками для других или сетевыми учителями», - рассказал исследователь.

    Он добавил, что с точки зрения управления, будет два проектных офиса: московский и региональный. По словам Косарецкого, важен личный контакт. Специалисты из ВШЭ уже два раз побывали в Хангаласском улусе, где предстоит реализовать проект. «Изучались школы, проводились интервью с директорами, педагогами, родителями. Проводилось обсуждение запросов, того, в какого рода помощи нуждаются в улусе. «Визиты должны быть частыми. Второе - нам нужно использовать цифровые технологии: и для мониторинга (для уменьшения бумажной работы), и для повышения квалификации, и для работы с детьми», - добавил эксперт.

    Результаы и тиражирование

    Результаты эксперимента будут основаны на существующих и общепризнанных параметрах качества образования. «Это индекс, который объединяет в себе по формуле взвешенных показателей ОГЭ/ЕГЭ и олимпиад. Фокусировка на академических результатах необходима. Мы имеем надежные и прозрачные процедуры оценки. Мы понимаем, что качество образования не сводится к этим показателям и в ходе проекта, безусловно, будем это учитывать. Однако сейчас у нас нет других параметров измерения качества образования. Выбраны эти ориентиры. Мы будем вводить еще мониторинговые показатели. Мы выбираем подходящие параметры. Например, это могут быть метапредметные, цифровые или креативные компетенции. Нам надо согласовать внутренний заказ», - пояснил Косарецкий.

    Школы республики из других улусов не участвуют в проекте напрямую. Однако разработанные и апробированные в ходе реализации проекта лучшие практики подходы и методики могут быть масштабированы во всех школах республики благодаря включенности в проект Министерства образования и науки республики, отметили в ВЭБ.РФ

    Проект рассчитан на три года. Финальный срез результатов будет получен только в сентябре 2022 года. В ВЭБ.РФ ожидают, что часть мероприятий проекта даст эффект гораздо раньше 2022 года. «Для того, чтобы выявлять и масштабировать лучшую практику до завершения срока реализации проекта, планируется создать рабочую группу, которая ежеквартально будет оценивать достигнутые промежуточные результаты проекта и разрабатывать мероприятия по масштабированию выявленной лучшей практике», - рассказали в ВЭБ.РФ.

    ВЭБ.РФ ведет активную работу по поиску новых проектов социального воздействия, работа велась с более чем десятком регионов по всей стране.
    На данный момент мы видим большой потенциал по запуску проектов социального воздействия в регионах Дальнего Востока и Байкальском регионе, где существует множество проблем социальной направленности, включая проблемы с более высоким по сравнению со среднероссийским уровнем преступности, высоким уровнем алкогольной зависимости среди трудоспособного населения, низкой доступностью медицинских услуг, миграционным оттоком населения и многие другие проблемы.

    «В ближайшее время мы планируем совместно с Минвостокразвития России и при участии представителей региональных властей провести совещание, на котором будут обсуждаться перспективы запуска новых проектов социального воздействия. При этом мы не ограничиваемся только территорией Дальнего Востока и Байкальского региона, при наличии инициативы со стороны региональных властей и четко сформулированных проблем, которые можно решить посредством проектов социального воздействия, мы готовы работать со всеми регионами нашей страны», - рассказал представитель ВЭБ.РФ.

    Нацпроект «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года. Его общий бюджет составит почти 784,5 млрд рублей. Планируется, что в результате реализации проекта будет обеспечена глобальная конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число десяти ведущих стран по качеству общего образования. Куратором проекта назначена зампредседателя правительства РФ Татьяна Голикова, руководителем — министр просвещения РФ Ольга Васильева.

    ТАСС
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    0 комментариев

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.